«Интернет все глубже входит в нашу жизнь…». Сколько раз мне приходилось говорить и слышать нечто подобное за последние годы! В связи с этим «вхождением», актуальным для компаний и предпринимателей, планирующих бизнес в Сети, становится вопрос правильного построения эффективной команды веб-проекта. Будь это корпоративный сайт, интернет-магазин, профильное онлайн-сми, специализированный отраслевой портал или профессиональная социальная сеть.
Конечно, простенький веб-сайт на несколько страниц может сделать и один человек (хотя и это справедливо не для каждого случая), но полноценный веб-проект создается как минимум 3−4 специалистами разных профилей, хотя для действительно серьезного результата требуются усилия 10−15 и более профессионалов.
Как построить команду веб-проекта? Из кого она должна состоять? Кто критически необходим, а кто будет балластом? Давайте разберемся.
1. Руководитель проекта
Как и в любом процессе, руководитель веб-проекта — ключевая фигура. Он является главным носителем идеи, визионером, автором концепции. Еще до начала работ, он, один или совместно с коммерческим директором, пишет краткое обоснование для создания проекта либо развернутый бизнес план (в зависимости от того, что требуют обстоятельства и как построено финансирование). Так же, как правило, он является автором функционального описания проекта и технического задания, которое пишет один или совместно с ведущим дизайнером и техническим директором.
На основании всех этих базовых документов руководитель (сам или при помощи коллег) составляет календарный план, следит за его выполнением, координирует работы сотрудников из разных направлений, вдохновляет команду и, в конечном счете, отвечает за успех или неуспех проекта.
В совсем маленьких проектах руководитель совмещает свои функции с функциями исполнительного и коммерческого директоров, а кроме этого иногда еще и с функциями технического или арт-директора (обо всех этих функциях далее). Но эти совмещения не идут на пользу делу, и их лучше избегать.
2. Административно-коммерческий отдел
Для малого проекта:
Весь отдел — это один человек. Называть его можно исполнительный или коммерческий директор. Он, при участии и по установкам руководителя проекта, составляет финансовый план, готовит и согласовывает с контрагентами все документы, ищет поставщиков и ведет с ними переговоры. При необходимости, выполняет все административные функции от оформления людей на работу до покупки кофе. Одним словом, отвечает за все, что касается денег и организации работ в компании, являясь непосредственным заместителем и правой рукой руководителя.
Для среднего проекта:
Функции те же, но уже разделены на двух человек. Логично, если это будут исполнительный и коммерческий директора. Первый отвечает за административное направление, второй только за финансы — их получение, траты, планирование.

Для большого проекта:
У исполнительного и у коммерческого директоров, для того, чтобы выполнить весь фронт работ, в подчинении могут появиться от одного помощника до целого отдела или даже группы отделов, в случае, если структура по-настоящему велика. Так, например, у исполнительного директора появляется отдел кадров, у коммерческого директора — отдел продаж и т.п., в зависимости от конкретного проекта.
3. Отдел дизайна и юзабилити
Для малого проекта:
Обычно это один дизайнер. Правда, для создания качественного продукта, это должен быть очень разносторонний специалист. На нем будут и юзабилити с интерфейсами, и создание конечных макетов, и технический дизайн, и иконки, и иллюстрации. Одним словом, все, что понадобится. А ведь перечисленное (о чем не все знают) — это не просто разные специализации, а почти разные профессии.
Для среднего и большого проекта:
Во главе отдела у нас будет стоять ведущий дизайнер (или арт-директор — разница только в названии). У него в подчинении находятся специалисты по всем необходимым для проекта направлениям. В зависимости от нужд, для каждого проекта, состав сотрудников будет несколько разным.
Всегда требуется специалист по пользовательским интерфейсам, дизайнер логотипа и фирменного стиля. Отдельного специалиста лучше брать на создание векторной графики и иконок, отдельного на обработку фотографий. Точный состав отдела, количество сотрудников по каждой специализации и тип их занятости (штатно или фриланс) определяет ведущий дизайнер в зависимости от типа и сложности проекта.
4. Технический отдел
Для малого проекта:
Технический директор — одна из самых важных фигур в проекте. В совсем маленьких проектах он сам может быть ведущим программистом.
Обычно даже в небольших проектах у технического директора в подчинении есть 2−3 человека. По меньшей мере, это — еще один программист, верстальщик, администратор сервера, иногда поисковый оптимизатор, хотя последнего можно причислить к отделу маркетинга или к редакции, если таковые есть.
Для среднего и большого проекта:
В среднем и большом проекте число программистов и технических специалистов может быть от двух-трех до нескольких десятков и сотен. Они могут делиться на отделы и заниматься разными частями проекта (прежде всего, обычно отдельно выносится интеграция верстки в код). Самостоятельным направлением становится и сама верстка. Если верстальщиков несколько, им будет нужен свой руководитель. Вопросы работ по серверному администрированию так же могут быть вынесены в самостоятельный отдел, как и вопросы SEO.
В таких условиях технический директор становится администратором, и его главная задача — координация действий всех сотрудников и служб в рамках отдела для наиболее эффективного выполнения задач и выдерживания сроков.
5. Редакция
Для малого проекта:
Если речь не идет о контентном проекте, то необходимы будут всего несколько текстов. Это описание проекта, справка и подобные небольшие разделы, тексты для которых вполне может написать руководитель проекта. И даже порой лучше, если он сделает это сам, поскольку он, как никто, понимает суть проекта и при минимальном владении словом может ее объяснить.
Для среднего проекта:
Если текстов больше, чем может написать руководитель, есть резон привлечь специалиста (сдельно или штатно). При этом преимущество стоит отдавать тем, кто умеет писать тексты именно для интернет, учитывая специфику подачи информации, правила форматирования и имея понимание принципов составления SEO-текстов.
Для большого проекта:
При больших объемах текста и необходимости эти тексты регулярно обновлять, например, для интернет-СМИ, уже не обойтись без полноценной редакции, где первую скрипку будет играть главный редактор, а количество подчиненных ему специалистов будет зависеть от решаемых задач и бюджета. Какие-то СМИ обходятся 2−3 редакторами, которые выполняют все функции, а какие-то держат штат в десятки авторов, корреспондентов, корректоров, бильд-редакторов и т.п.
6. Отдел PR и маркетинга
Для малого проекта:
Не имеет смысла и не создается. Функции отчасти выполняет руководитель проекта.
Для среднего проекта:
Состоит из одного человека, который совместно с руководителем проекта формирует концепцию продвижения сайта в онлайн и оффлайн.
Для большого проекта:
Помимо руководителя отдела, в больших проектах на этом направлении нередко числятся несколько человек, но чем они конкретно занимаются часто не очень понятно. По моему убеждению, один, максимум два человека на этой позиции способны выполнить все, что нужно веб-проекту.
Внешний консалтинг
Чтобы картина была полной, стоит упомянуть, что на этапе планирования на сдельной консультативной основе могут привлекаться профессиональные маркетологи (для определения ниши и способов работы с потенциальными потребителями продукта в ней), финансисты (для аудита и коррекции бизнес-плана), профессионалы отрасли, в которой строится проект (для погружения в специфику) и т.п.
Резюме: ключевые участники
Подводим итог. Итак, чтобы достичь баланса компетенций, в команде веб-проекта должно быть минимум четыре профессионала:
Руководитель (концепция, визионерство, общее руководство)
Коммерческий директор (все, что связано с деньгами и финансовым планированием)
Арт-директор (все, что зримо: от логотипа до интерфейсов)
Технический директор (все, что связано с технологиями)