Огромные объемы разноплановой информации в Интернете тре­буют ее сбора и систематизации. Услуги подобного рода предо­ставляют поисковые системы, возникшие практически одновре­менно с предоставлением доступа в Интернет широкому кругу пользователей. Поисковые системы можно разделить на две кате­гории: интернет-каталоги и поисковые машины.

Интернет-каталоги дают возможность владельцам сайтов до­бавлять в них информацию о своем ресурсе. Впоследствии обслу­живающий персонал таких каталогов проверяет правильность за­полнения данных и определяет место сайта в сложной иерархии каталога. Основным способом поиска необходимой информации в каталоге является перемещение по иерархическому дереву вплоть до раздела, непосредственно интересующего пользовате­ля. Возможен и вариант поиска по ключевым словам. В каталогах, как правило, присутствует только та информация о сайте, которую предоставил его владелец.

^ Поисковые машины в автоматическом режиме обследуют ин­тернет-пространство, индексируют содержимое сайтов. Участие владельца сайта в этом процессе не требуется, хотя он может ини­циировать процесс индексации своего ресурса и тем самым уско­рить эту процедуру. Поисковые машины, как правило, не распо­лагают таким разветвленным рубрикатором, как интернет-катало­ги, и основным способом поиска является формирование запроса с возможностью последующего его уточнения. В поисковых маши­нах, как правило, присутствует вся существующая в Интернете (и на сайте, в частности) информация по пользовательскому запро­су. Поисковые машины автоматически производят регулярную переиндексацию сайтов.

Услуги поисковых систем бесплатны как для владельцев сайтов, так и для интернет-пользователей. Именно поэтому размещение информации о вашем сайте входит в «обязательную» часть меро­приятий по ее продвижению. Необходимо подойти к реализации данного этапа ответственно и по возможности не полагаться на службы автоматического добавления сайтов «во все поисковые машины». Это обусловлено в первую очередь тем, что стандарты добавления в каждый каталог или поисковую машину неодинако­вы, и унифицированный подход, хотя и может сэкономить вам один час времени, вместе с тем снизит общий эффект от всей про­цедуры. И еще одно условие, повышающее эффект от индексации поисковыми машинами: правильное оформление заголовков HTML-документов, не видимых простому пользователю. Правила заполнения этих заголовков можно прочесть в описаниях по ра­боте с поисковыми машинами. Между прочим, правила добавле­ния в каждую поисковую машину рекомендуется прочесть обяза­тельно, поскольку этот документ содержит не только свод запре­тов и ограничений, но зачастую и рекомендации, следуя которым вы сможете добиться ощутимого эффекта.

Кроме того, поисковые системы по праву считаются одними из эффективнейших рекламных площадок в Интернете. Причин тому несколько, и все они достаточно весомы, чтобы перечислить их от­дельно:

в 99 случаях из 100 посетитель обращается к поисковой сис­теме в поисках необходимой информации. Значит, он заве­домо предрасположен к ее получению;

пользователь традиционно доверяет поисковым машинам
и пользуется ими чаще, чем другими интернет-сервисами;

рекламу можно «привязывать» к тематическим рубрикам. Тем
самым вы ориентируете рекламу на целевые аудитории;

рекламу в поисковых системах можно размещать также «под
ключевые слова». Например, если ваша фирма продает буб­лики оптом, то можно заказать демонстрацию вашего реклам­ного модуля под следующие слова и словосочетания «бубли­ки, бублики оптом, бублики с маком, бублики со скидкой, хлебопекарни». Как вы понимаете, рекламу увидит только тот, кто введет эти слова в окно поиска;

прежде чем заказывать рекламу «под ключевые слова», мож­но узнать, как часто проводились подобные запросы за послед­ний месяц и получить подробную статистику. Это позволит не только более точно спланировать рекламную кампанию, но и выяснить общую заинтересованность аудитории в вашей продукции или услугах;

ведущие поисковые системы — это самые посещаемые сай­ты с наиболее широким охватом интернет-аудитории. Поэто­му они подходят и для продвижения брэнда.